Первоначально на месте города была деревня Озерок (или Озерки), получившая название от множества небольших озёр изобилующих в этом месте Окской поймы. Первые поселенцы появились у озера Нижнее (другое название — Марвинское). Самые старые упоминания о деревне Озерки встречаются в писцовой книге за 1588 год[2].
До 1917 года Озерки административно подчинялись Горской волости Коломенского уезда Московской губернии, с волостным центром в селе Горы (ранее Горки).
В 1834 году две семьи местных зажиточных крестьян — Моргуновы и Щербаковы — построили первые бумаготкацкие и отделочные мануфактуры, которые стали источником развития Озерков.
В 1851 году была построена церковь, и деревня была преобразована в село. К концу XIX века мануфактуры разрослись в большие механизированные текстильные фабрики, благодаря которым население быстро увеличивалось за счёт притекавших на работу женщин со всей центральной России.
За 10 лет (с 1880 по 1890 годы) количество фабричных рабочих увеличилось в 5 раз, почти до 6 тыс. человек. К революции 1917 года Озерки значились в списке важнейших промышленно-торговых центров Московской губернии.
В октябре 1917 года в Озерках был сформирован Совет рабочих и крестьянских депутатов, и село впервые стало уездным административным центром, которому подчинили 5 волостей, ранее входивших в Коломенский уезд.
В 1921 году село постановлением Московского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов от 1 декабря 1921 года было преобразовано в фабрично-заводской (рабочий) посёлок, а постановлением Президиума Коломенского исполкома Р. С. и К. депутатов от 6 октября 1924 года фабрично-заводской посёлок (рабочий) причислен к городским поселениям — что произошло благодаря усилиям тогдашнего председателя сельсовета И. И. Володина, стремившегося таким образом спасти местных хозяев от раскулачивания.
17 августа 1925 года Озёркам декретом ВЦИКа был присвоен статус города и современное название, председателем горсовета стал И. И. Володин. С тех пор этот день отмечается как День города.
В 1929 году Озёры становятся административным центром Озёрского района, образованного из части Коломенского уезда Московской губернии и части Зарайского уезда Рязанской губернии[3][4].
Постановлением ВЦИК от 10 марта 1932 года в черту города Озёры было включено селение Болотово с усадебными участками[5].
За счёт текстильных мануфактур, преобразованных в фабрики, национализированных в годы революции и в дальнейшем преобразованных в хлопчатобумажный комбинат «Рабочий» с собственными рабочими общежитиями, город продолжал расти, а комбинат стал градообразующим предприятием. Активное привлечение новых работниц на комбинат со всей России привело к тому, что основную часть населения города составляли женщины (до 8/10 населения).
Во время Великой Отечественной войны линия фронта почти дошла до Озёр — позиции немецких войск находились на противоположном, высоком, берегу Оки, что позволяло бомбить и обстреливать весь город, но форсировать Оку немцам не удалось и захвачен город не был.
После войны в городе было построено второе промышленное предприятие — «Озёрский механический завод», производивший оптические приборы по заказу Минобороны СССР. Благодаря привлечению на завод специалистов с высшим образованием немного улучшился социальный и гендерный состав населения — доля женщин упала до 6/10.
В 90-е годы XX века механический завод и текстильный комбинат пришли в полный упадок, были приватизированы и распроданы по частям, после чего полностью прекратили существование.
В 1990 году город причислен к историческим городам Московской области.
В 2015 году город был отнесён к категории города областного подчинения Московской области; Озёрский муниципальный район преобразован в городской округ Озёры, центром которого стал город[6].
Транспорт:
Город находится в стороне от федеральных автотрасс, на областной дороге, между городами Коломна и Ступино. В город ведёт тупиковая железнодорожная ветка на тепловозной тяге (39 км) от линии Москва — Рязань (начинается в Коломне от станции Голутвин), конечная станция Озёры. Действует сообщение рельсовым автобусами РА-2 и ДПМ — 001 между станциями Голутвин и Озёры 4-5 пар в сутки. С Москвой связан также автобусными маршрутами № 331 (метро «Котельники» — Озёры)[27] и № 341 (метро «Красногвардейская» — Озёры)[28]. Действуют автобусные маршруты, связывающие Озёры с соседними городами: Коломна (маршруты 22 и 29), Кашира (36), Зарайск (43), Ступино(58).
В городе действуют 4 автобусных маршрута (№ 2, 3, 4,5), охватывающие весь город. В период весенней распутицы, когда не работает понтонный мост, и маршруты автобусов из Каширы (№ 36), Зарайска (№ 43), Редькино (№ 37), Сосновки (№ 49) и Фроловского (№ 53)[29] укорачиваются до Клишино, назначается маршрут 1 Озёры (автостанция) — Мост, откуда пассажиров переправляют катером в Клишино.
Достопримечательности:
- Городище средневекового города Ростиславль XII—XVII веков. Сохранились крепостные валы, кладбище и основания построек. Ведутся раскопки.
- Архитектурно-парковый ансамбль Сенницы (XVI—XVII вв.) графа Келлера (в парке свыше 300 видов деревьев и каскадная система прудов XIX века).
- Краеведческий музей.
- Памятник природы «Нагорная дубрава» (сохранился реликтовый дубовый лес, площадь 90 га).
- Троицкая церковь (построена в 1851 году).
- Дом Фабриканта М. Ф. Щербакова (вторая половина XIX века). Частично сохранились в первозданном виде фасад здания, кованые лестницы и балконы (переулок Советский д.3).
- Дом сыновей М. Ф. Щербакова (начало XX века). Занесён в реестр памятников архитектуры (ул. Ленина д.41).
-
Экономика:
Основные промышленные предприятий города:
- ОАО «Кондитерский комбинат „Озёрский сувенир“» (производство конфет и кондитерских изделий)
- ЗАО «Озёрская промышленная компания» (производство промышленных холодильников и торговых холодильных витрин)
- ООО «Стар-Натурдарм» (производство натуральных колбасных оболочек из животных кишок)
- ООО «ОМЗ» Озёрский механический завод (обработка металлических изделий)
- ОАО «ЛЗОС» филиал Лыткаринского завода оптического стекла Природа: